Защита прав работников

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту, но Трудовой кодекс РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам. Лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора. Он вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии; либо сразу обратиться в суд.

При наложении дисциплинарных взысканий необходимо строгое соблюдение правил, которые закреплены в ст.193 Трудового кодекса РФ.

Так, ст.193 Трудового кодекса обязывает работодателя к истребованию от работника письменного объяснения по поводу совершенного проступка до применения дисциплинарного взыскания; дисциплинарное взыскание должно быть применено к работнику непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

За каждый проступок в соответствии со ст. 193 Трудового кодекса может быть применено только одно дисциплинарное взыскание, указанное в законе, уставе или положении о дисциплине.

Документы, которые необходимо представить в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в частности по искам о восстановлении на работе лица, уволенного по инициативе работодателя, являются:

•  копии приказа о приеме на работу, о переводах и об увольнении;
  •  сведения о выполнении предусмотренных ст. 372 ТК РФ требований об учете мотивированного мнения профсоюзного органа;
  • справки о заработной плате работника;

По искам о восстановлении на работе работника, уволенного по сокращению численности или штатов работников, необходимы:

•  выписки из штатных расписаний (до и после увольнения);
  •  производственная характеристика работника;
  • материалы, содержащие данные, которые могут быть использованы при определении преимущественного права на оставление работника на работе;
  •  сведения об уведомлении выборного профсоюзного органа о предстоящих мероприятиях по увольнению работников в связи с сокращением численности или штата не менее чем за два месяца до возможного увольнения;
  •  сведения об уведомлении работника о возможном его увольнении по сокращению численности, выполнение работодателем обязанности по трудоустройству работника.

Приведённый перечень не является исчерпывающим. Необходимость в предоставлении конкретных доказательств зависит от обстоятельств дела. При этом необходимо иметь в виду, что не допускается увольнение работника (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ч.6 ст.81 ТК РФ); беременных женщин (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП), а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 — 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК РФ.

Исковые сроки по трудовым спорам следующие:

•  для обращения работника в комиссию по трудовым спорам – трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
  • для обращения работника по делам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику – в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты и неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении;
  • по делам об увольнении – месяц со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Кроме того, согласно пункту 56 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» при рассмотрении дела по иску работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, трудовые отношения с которым не прекращены, срок на обращение в суд не может быть пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Таким образом, чтобы избежать трудового спора, а в случае возникновения конфликтной ситуации следует обратиться к адвокату за квалифицированной юридической помощью, поскольку работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе с выплатой ему среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Мы готовы бесплатно проконсультировать по трудовым вопросам.
Записаться на прием можно по телефону +7-495-225-9908.