Изменение кадастровой стоимости

В соответствии с российским земельным законодательством, переоценка кадастровой
стоимости земельных участков проводится по решению уполномоченных
государственных органов, и они же составляют список объектов, подлежащих оценке.
После получения оценочного заключения результаты должны быть опубликованы, а
затем органами Федеральной кадастровой палаты сведения вносятся в ГКН.
Установленная кадастровая стоимость является базой для расчета земельного налога,
размеры арендных платежей, стоимость выкупа.

После внесения сведений в государственный кадастр, не согласным с проведенной
оценкой собственникам, остается один выход — обжалование решений ФБГУ
«Федеральная кадастровая палата Росреестра» в суде. Практика по таким делам
отличается разнообразием, но в большинстве случаев решение выносится в пользу
землепользователей и землевладельцев, так как кадастровая оценка оказывается явно
завышенной. Не отрицая больших погрешностей в методах оценки, чиновники
Росреестра, как правило, не настаивают на своей правоте.

Содержание исковых требований при обращении в суд

Поводом для обращения обычно служит то, что рыночная стоимость составляет
значительно меньшую величину, чем указанная в кадастре. Это нарушает права
собственника, так как он вынужден уплачивать необоснованно высокую плату за землю.

При составлении искового заявления обычно заявляется одновременно два требования:

  1. о признании установленной кадастровой стоимости несоответствующей
    сложившейся рыночной цене;
  2. об установлении стоимости земельного участка в размере, определенном на
    основании независимой оценки.

На практике, встречаются удовлетворенные иски при обжаловании решений ФБГУ
«Федеральная кадастровая палата Росреестра», сформулированные следующим
образом:

  1. о признании действий Росреестра по установлению кадастровой стоимости
    земельного участка незаконными;
  2. об обязании кадастровой палаты указать рыночную стоимость земли, определенную
    на основании соответствующей оценки.

При подаче иска нужно учитывать, что доказать факт установления неверной стоимости в
данном случае должен истец. Проведение независимой оценки требует средств и, если
собственник прибегает к такому способу доказательства еще до того, как подается иск,
эти расходы не будут входит в число судебных, а значит не будут возмещены истцу.
Другое дело, если экспертиза будет назначена судом по его ходатайству: нужно убедить
суд в том, что для этого имеются основания. В случае выигрыша он сможет возместить
расходы на оплату услуг адвоката, государственной пошлины и проведенной
независимой оценки.

Проблемы арендаторов публичных земель

Неоднозначная судебная практика складывается в отношении земельных участков,
находящихся в неразграниченной собственности государства, субъекта федерации и
муниципального образования. Некоторые суды считают арендатора неправомочным
заказчиком независимой экспертизы, даже если право собственности на арендующийся
участок не зарегистрировано. По закону заказчиком на проведение оценки могут
выступать только государственные уполномоченные органы.

Еще одна проблема возникает у тех, кто арендует землю под зданиями и сооружениями,
принадлежащими владельцу на праве собственности. Такие лица имеют право на
приватизацию участка в соответствии с Земельным кодексом. Встречается интересная
трактовка описанной ситуации. Суд считает, что в этом случае органы государственной
власти не вправе произвести продажу такого участка на открытом рынке, а,
следовательно, невозможно определить его рыночную стоимость.

В случае, если обжалование решений ФБГУ «Федеральная кадастровая палата
Росреестра», завершилось в пользу истца, судебное решение является основанием для
изменения данных в государственном кадастре недвижимости.